ДомойАльянс Решения Альянс Дела Добавить комментарийКомментировать Меню | Личный кабинет

Эстетические

Каждый из нас одновременно функционирует в двух общественных сферах: свободы и необходимости. И хотя обе сферы абсолютно равнозначны, естественным желанием любого человека является стремление выйти за пределы необходимости, свободно и самостоятельно создавать то, что ему нравится, реализовывать свои познавательные и творческие возможности. При этом любому из нас приходится принимать решения в условиях недостатка информации, т.е. по сути заниматься творчеством (С.Пашутин).

Е.Н.Ульшина: Творческий характер предпринимательской деятельности ни у кого не вызывает сомнения. Трудности возникают в понимании смысла самого творчества. Поиск более эффективных способов производства или оказания услуг, выгодное вложение капитала, создание фирмы и.т. требуют оригинальных, нестандартных решений. Классическая разработка проблемы творчества принадлежит в нашей литературе Николаю Бердяеву. Именно его философия позволяет по достоинству оценить творческий дух хозяйства и предпринимательства. Не случайно во многих работах Бердяева анализ свободы и творчества идет параллельно с характеристикой труда, хозяйства, частной собственности. Это особенно касается таких произведений, как «Философия неравенства», «Истоки и смысл русского коммунизма», «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики», «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии». Знакомство с этими произведениями необходимо каждому человеку, решившему свободно и творчески использовать свои силы, способности и капитал в хозяйственной и культурной жизни страны. Русский термин «предпринимательство» отличается от духовно и нравственно нейтрального термина «бизнес». «Восходящее движение» в русских пределах ему придает приставка «пред», которая по словам Бердяева, означает инициативу не сверху, а снизу, от свободного почина самого человека. Хозяйство как претворение природных сил, как их организация и регуляция есть акт человеческого духа. И от качества духа зависит характер хозяйства.

Самое главное отличие этики творчества от этики закона и нормы Бердяев ви­дит в том, что нравственная задача для нее есть «неповторимо индивидуальная задача». Это значит, что человек каждый раз индивидуально решает нравственную задачу. Поэтому в образе предпринимателя как творца важнейшей характеристикой будет его способность начать новое доброе дело, которое никто, ни власть, ни компаньоны, ни выгодный расчет не предписывает ему в обязательном порядке. В первичном творческом акте человек как бы стоит перед лицом Божьим. От Бога исходит зов, чтобы человек совершил творческий акт, осуществил свое призвание. И вот в этом творческом горении, на уровне интуиции у предпринимателя должен появиться захватывающий образ нового дела. Потом в ходе реализации задуманного предприятия, человек будет связан материалами мира, не соответствующими творческому замыслу, но первый акт ничем не детерминирован и никем не подсказан - да никто и не знает, что должен делать предприниматель в этой жизненной и экономической ситуации.

Таким образом, творческая сущность и сила человеческого духа не только может, но и должна обнаружить и проявить себя в хозяйственной и материальной жизни. Если же единственной целью хозяйства считать материальное производство, то дух человеческий оказывается в рабстве у материальной жизни. Такими двумя мыслимыми формами рабства духа у экономики Бердяев считал отвлеченные идеи капитализма и социализма. 

Еще одной особенностью творческой личности, занимающейся хозяйственной деятельностью, является ее отношение к труду. «Труд есть явление духа, - пишет Бердяев, - а не материи, он имеет духовные основы». Первым условием формирования духовного отношения к труду является осознание нужды, побуждающей к хозяйственному труду, как выражения некосмического состояния мира. Несовершенное, ущербное, нуждающееся состояние человека и человечества требует хозяйственности, хозяйственной заботы, поэтому всякий труд, направленный на частичное решение хозяйственных проблем, достоин уважения и не должен презираться.*

читать далее назад к началу

Комментарии:

Комментарии отсутствуют


Загрузка